+7 920 257 30 03
Нижний Новгород

Как заполнять бланк протокола стрельбы по Силуэтным мишеням

Подсчёт результата в Силуэтной стрельбе

Кто имеет право заполнять Протокол стрельбы?
Человека, который заполняет протокол, могут называть либо "Регистратор стрельбы", либо "Линейный судья", либо просто "Судья". Это зависит от уровня соревнований и записано в Регламенте конкретных соревнований. В снайперском клубе "Атаман" - Регистратор стрельбы. Им может быть любой из участников соревнований.

Ответственность судьи.
Регистратор стрельбы отвечает за:
  • правильность заполнения протокола;
  • контроль соблюдения участником правил соревнований, команд и временных интервалов.
  • контроль 40 зачётных выстрелов.

Как устроен протокол стрельбы.
Внешний вид бланков в разных клубах и даже странах разный, но основная часть, там где проставляются результаты стрельбы - одинаковая. Для примера возьмём бланк Снайперского клуба Атаман и рассмотрим его внимательнее.
Верхняя треть бланка формата А5 отведена параметрам стрелка. В середине листа, в табличной форме, отмечают результаты выстрелов, нижняя часть для подписей участников и итогового результата.

Как заполнить "шапку" протокола.
В правом верхнем углу записываете день, месяц и год.
В поле ФИО разборчиво внесите Фамилию и Имя.
Обвести кружком в поле "Лига" те литеры, к которым относится стрелок, в данном случае "ПЛ" - профессиональная лига, "ЛЛ" - любительская лига, "ЮС" - юный стрелок. (статья про Лиги здесь)
Правее, поле "Класс" - Спортивный, Открытый, Пистолет или Базовый. (статья про Классы здесь)
В графе "Город" разборчиво внесите название населённого пункта, который представляете.
Поля "Курс" и "Смена" заполняют только ответственные организаторы, поэтому они, как правило, остаются пустыми.

В каком порядке стрелять по мишеням.
Фигуры ставят на четырёх разных дистанциях от стрелка. По 10 фигур одного вида на каждой. Стрельба ведётся начиная с ближнего рубежа, сериями по 5 выстрелов. За 2,5 минуты, надо сделать пять выстрелов, по одному на каждый силуэт животного. Организаторы могут расставить все 10 фигур в один ряд, а могут разнести по высоте, на две полочки, по 5 фигур на каждой. В первом случает стрельба ведётся начиная с левой фигуры. Во втором случае, начинать надо с нижней левой фигуры.

Как устроена таблица результатов.
Протокол стрельбы представлен в табличной форме, где в левом столбце пиктограммы силуэтов животных. В верхней строке номера этих силуэтов и одновременно номер выстрела. Обратите внимание, визуально это табличка разделена пробелом, который помогает отделять пятёрки силуэтов.
После каждого (!) выстрела необходимо записывать его результат.

Что считать попаданием.
В международных правилах подсчёт очков описан в Шестой главе, раздел F. (IMSSU Rules 2017, SECTION VI: Shooting events procedures and competition rules, F. Scoring, стр. 11).
Попадания обозначают знаком "Х".
Фигура сбита с полки выстрелом - Х
Фигура лежит на полке в горизонтальном положении - Х.
Фигура повисла на торце полки вниз головой - Х.
Свинья или Баран одной ногой опираются на полку, а второй ногой на землю или любой другой предмет - Х.

Запрещено использовать для обозначения попадания любые другие знаки кроме "Х".

Что считать промахом.
Промахи обозначают знаком "О".
Фигура осталась на полке - О.
Фигура повернулась вокруг своей оси на любой угол - О.
Фигура осталась в вертикальном положении, но  опирается не только основанием, но и телом - О.
Фигура, подлетевшая, перевернулась в воздухе и вновь приземлившаяся на основание и оставшаяся в вертикальном положении - О.

Порядок стрельбы.
Непосредственно влияет на результат. Мишени надо поражать строго по очереди. Первый выстрел по самой левой мишени. И не важно, попали вы или нет, второй выстрел, по следующей. И так далее.
Если после выстрела падает любая другая фигура, кроме той, которая должна быть по порядку, то в клетке порядковой мишени записывается промах "О", и в клетке сбитой не по порядку мишени тоже "О".
Если выстрелом сбивается предыдущая мишень, то в клетке порядковой мишени записывается промах "О", и в следующей, по порядку клетке  тоже "О". Следующий выстрел стрелок делает по мишени, номер которой в протоколе остался свободным.
Примеры:
От второго выстрела падает третья фигура. В клетке "2" и "3"пишем промах "О". Следующий выстрел по четвёртой мишени.
От второго выстрела падает первая фигура. В клетке "2" и "3" пишем промах "О". Следующий выстрел по четвёртой мишени.

Резюмируем ваши действия при нарушении порядка стрельбы. В клетке очередного выстрела ставим ноль. В клетке той фигуру, которая сбита НЕ по-порядку ставим ноль.

Лайфхак заполнения протокола.
Вы заносите и удерживаете ручку непосредственно над той клеточкой, выстрел по которой должен сделать стрелок. Это избавляет от запоминания номера выстрела. Вы смотрите конкретно на ту фигуру, в которую должен стрелять участник, ручка смотрит в нужную клетку. Выстрел. Вы помечаете результат выстрела.
Второй вариант, вы направляете ручку на нужную клетку, но при этом смотрите не на мишени, а за стрелком, на предмет правильности его действий. Не задевает ли он бедром стол, рядом с которым стоит. Или за техникой безопасности.
И после выстрела, вначале смотрите в протокол, куда смотрит ручка, после чего смотрите осталась ли стоять фигура, соответствующая этой клетке. И не упала ли какая-то другая вместо неё.
Еще один аспект, который случается в жизни. Стрелок спрашивает, какую он должен сбить фигуру. Он может забыть, сколько он уже сделал выстрелов. Вы должны быть готовы дать ему молниеносный ответ. Для него это важно. У него секундомер тикает.

Лишние выстрелы.
Стрелок может сделать больше пяти выстрелов. Все сбитые лишними выстрелами фигуры помечаются как промах "О". И регистратор стрельбы выносит предупреждение, фиксируя его внизу протокола. Типа: "Предупреждение за лишний выстрел в такой-то серии". Если стрелок настойчив в течение матча и второй раз делает лишний выстрел, докладываете об этом судье матча, который обязан дисквалифицировать его на этот матч.

Уважительная причина.
В международных правилах это разъяснено в разделе G шестой главы (IMSSU Rules 2017, SECTION VI: Shooting events procedures and competition rules, G. Alibis, стр. 12).
Мишень падает ДО выстрела от порыва ветра, рикошета стрелка или соседнего участника.
В этом случае, стрелок продолжает стрельбу по оставшимся силуэтам. и после того как закончит, может сделать выстрел по оставшейся фигуре на своей полке. Если таковых не осталось, он должен сделать выстрел по фигуре на соседней полке. Если и там фигур нет, то у него есть право после окончания матча на дополнительное время и количество выстрелов, которые он не смог сделать во время основного зачётного времени.
Восстанавливаются все ПЯТЬ мишеней. После чего стрелок делает столько выстрелов, сколько мишеней он НЕ дострелял по уважительной причине. Причем стреляет он их в обычном порядке, слева на право, начиная с самой левой. Порядок команд должен быть точно таким же как и при обычном матче. Команда "Заряжай", "Огонь" и т.д. с соблюдением всех временных интервалов для каждой их них. Времени на выстрел даётся из расчёта 30 секунд на один. Результат выстрела вносится в протоколе в оставшуюся клеточку.
Обратите внимание на логику правил в этом моменте. Делается всё возможное, чтобы во время основного зачётного времени стрелок мог сделать свои пять выстрелов. Не осталось мишеней на своей полке, пусть стреляет по оставшимся соседней. И только если нет такой возможности, только тогда, после того как закончится вся стрелковая смена, ему выделяется дополнительное время.

НЕ уважительная причина.
Неисправность вашего оружия, осечка, холостой выстрел - не даёт право на дополнительное время на выстрел. Напоминаю, выстрелом является проход порции сжатого воздуха по каналу ствола. А была ли в нём пулька или нет, это проблемы стрелка. Регистратор услышал и увидел выстрел. Записал результат.
Проблемы с винтовкой или пистолетом, с прицелами, с пульками, это проблемы стрелка. Идёт зачётное время, и его никто не будет останавливать, чтобы он разобрался в сути проблемы или починил на месте. Мишени по которым НЕ стреляли, будут записаны как промахи. Напоминаю, единственная уважительная причина - это отсутствие мишени ДО выстрела. Всё остальное - проблемы стрелка.
Тем не менее, у него есть право заменить сломанное оружие. Но сделать это можно только после окончания зачетного времени и по согласию судьи матча. Не Регистратора стрельбы, а именно судьи. И никто не обязан останавливать обычное течение матча. Более того, это прямо запрещено в том самом разделе G шестой главы.

Любые разногласия или спорные моменты должны разрешиться немедленно, до ухода стрелка с линии и ДО начала установки мишеней.

Подсчёт результата.
Суммируйте попадания по каждому силуэту и впишите сумму в колонке "Итого". Сложите их между собой и впишите итоговый результат всего матча в соответствующей ячейке таблицы.
Попросите стрелка проверить результаты арифметических действий, после чего поставить подпись в поле "Подпись участник".
Впишите разборчиво свою фамилию в поле "Подпись судья".
Передайте бланк протокола организатору соревнований.

09.06.2022

Возврат к списку